Нижнекамская система боестойкого колеса успешно прошла испытания
Александр Махотин, исполнительный директор НТЦ «Кама», рассказал о прогрессе в разработках боестойких колес во время форума «Армия - 2017»
Научно-технический центр «Кама» ведет разработку спецшин и боестойких колес для военных автомобилей в интересах Минобороны России. Созданный в 2007 году на базе центральной заводской лаборатории и проектно-конструкторского отдела ОАО «Нижнекамскшина» центр занимается разработкой новых видов продукции и ведением технологических процессов трех предприятий, входящих в ПАО «Татнефть», — «Нижнекамскшины», Нижнекамского завода цельнометаллокордных (ЦМК) шин и Нижнекамского завода грузовых шин. Об освоении новой для компании ниши рассказал Александр Махотин, исполнительный директор OOO «НТЦ "Кама"».
Александр Анатольевич, когда НТЦ «Кама» начал разработку шин в интересах военных?
В 2012 году на конференции в 21-м Испытательном НИИ МО РФ представители ведомства вместе с главными конструкторами предприятий, изготавливающих военную технику, предложили шинным заводам проявить инициативу и разработать боестойкие колеса для армии. В обращении прозвучало, что нужны современные российские шины для военных автомобилей. Через 2,5 года мы разработали такую шину за свой счет. Ее успешные испытания позволили нам выиграть в Минпромторге тендер на НИОКР по созданию боестойких колес. Для продолжения проекта нам было выделено 118 миллионов рублей. Еще 470 миллионов рублей на закупку оборудования для производственных мощностей нам выделил собственник — «Татнефть». Госконтракт был подписан совместно с «КамАЗом», который будет использовать нашу продукцию.
Понятно. А производством шин будет заниматься Нижнекамский завод цельнометаллокордных шин?
Да, мы уже закупили необходимое оборудование, заканчиваем пусконаладочные работы. На территории этого завода мы взяли в аренду участок. Мощность нового производства составит порядка 25 тысяч шин в год. Это должно покрыть все потребности в спецшинах не только российской армии, но и гражданского рынка. Если раньше завод грузовых ЦМК-шин мог производить шины диаметром не более 1 000 мм, то сейчас новое производство позволит выпускать шины диаметром до 1 350 мм. Параллельно мы разрабатываем и гражданские шины размеров 14.00 R20 и 16.00 R20. Таким образом, появятся отечественные шины такого класса, которые ранее в РФ не производились. В основном наши армейские автомобили комплектовались колесами фирмы Hutchinson и шинами Michelin. То есть это еще и импортозамещение.
На «Армии - 2017» вы как раз представляете опытные образцы новых шин?
Мы представляем четыре модели опытных образцов шин для МО РФ, которые перекрывают весь спектр отечественных армейских автомобилей — от ГАЗ-66 или ГАЗ-3308 «Садко» до машин, комплектуемых шинами размером 16.00 R20. Все образцы уже успешно прошли испытания на соответствие правилам ЕЭК ООН № 54. В ближайшие две недели приступим к специальным испытаниям, по завершении которых будут вноситься изменения. В ноябре мы должны закрыть госконтракт с Минпромторгом и «КамАЗом». Следующий этап — госиспытания с МО РФ. Надеюсь, что они начнутся в начале следующего года совместно с «КамАЗом». Планируется, что до конца осени текущего года мы уже согласуем программу испытаний и к концу 2018-го закончим эту работу.
А что сейчас происходит с проектом по созданию боестойкого колеса?
На сегодня все компоненты, необходимые для создания такого колеса, у нас есть, включая самый главный элемент — шину. Уже отработана технология ее эксплуатации при нулевом давлении. Была поставлена задача, в том числе и МО РФ, проехать 50 км с нулевым давлением в шинах со скоростью 50 км/ч на автомобиле ГАЗ-2330 «Тигр» с массой 10 тонн. Наша система боестойкого колеса — шина, диск, внутренняя дополнительная опора (ВДО) и гель, снижающий трение при проколе шины, — успешно прошла испытания, а это говорит о том, что мы можем производить такие колеса. По дискам мы работаем совместно с Челябинским кузнечно-прессовым заводом. Также была отработана технология производства ВДО. Остается маленький элемент — гель, который мы должны разработать к концу года. Сейчас наша главная задача — собрать все эти компоненты воедино и уже в будущем году показать готовое боестойкое колесо.
Также нужно разработать методики его инспектирования. Мы купили новый испытательный стенд, в России такого нет. Он позволяет испытывать подобные колеса, имитируя дорожные испытания. Дальнейшие изменения технологии будут зависеть уже от требований Минобороны, после прохождения государственных испытаний на специальных машинах.
И где будет вестись производство боестойких колес?
В ближайшие два года шины будут производиться на заводе ЦМК-шин, специальная опора — на Нижнекамском заводе грузовых шин. Само колесо будет изготавливаться в НТЦ «Кама», пока мы не доведем его до совершенства. Создадим специальный участок, чтобы эти колеса собирать. В будущем, возможно, появится отдельное, ответственное за это предприятие. Также мы приступили к выбору специального оборудования по обслуживанию боестойких колес, в том числе и в полевых условиях, — поскольку шины подобного класса установить вручную, без специального оборудования, невозможно. По этому проекту работаем в тесном сотрудничестве с «КамАЗом», который имеет опыт создания сервисных автомобилей.
Готова ли компания поставлять боестойкие колеса на экспорт?
У нас есть мечта выйти с этими колесами на мировой рынок, в том числе и на рынок стран Персидского залива. По этому вопросу мы общаемся с «Рособоронэкспортом», чтобы выставляться с нашей продукцией на международных выставках в арабских странах. Для этого был разработан специальный рисунок для песка.
Сейчас наши шины создаются с классическим рисунком «елка», который хорошо себя показал в российских условиях: для снега, грязи и для суглинка. Новая наработка предназначена для песчаных и каменистых грунтов. Другое дело, что мы пока не можем ее испытать, надо чтобы кто-то был заинтересован в этом проекте. А «Рособоронэкспорту», в свою очередь, нужно готовое колесо.
Технологии, которые сейчас появляются в НТЦ «Кама» в рамках создания боестойкого колеса, будут применяться и в серийном производстве гражданских шин. Это дает нам толчок для дальнейшего развития в области специальных шин. Мы хотим пойти дальше, начать разработку специальных шин диаметром до двух метров для тяжелых платформ, кранов и т. д. Пока это не наш ассортимент, мы его только изучаем. И «Армия - 2017» как раз позволит нам увидеть этот рынок шире.
- Комментарии